Проекты 2004 года - Пилотные проекты по СППР региона

1. Наименование проекта: Автоматизированная система принятия решений по управлению регионом.

2. Ключевые слова: Автоматизированная система управления регионом (АСУР), единая база данных, информационные ресурсы, информационно - коммуникационная инфраструктура, межведомственное взаимодействие.

3. Цели и задачи проекта:

Целью создания автоматизированной системы управления Калининградской областью является обеспечение устойчивого и эффективного управления развитием области за счет рационализации управления экономическими и социально - политическими процессами в ней. Поставленная цель достигается путем максимальной автоматизации процессов управления, создания интегрированной информационной системы области, внедрения новых информационных технологий, в частности, по обеспечению защиты конфиденциальной информации, повышения эффективности принимаемых управленческих решений.

В процессе создания системы управления Калининградской областью решаются задачи развертывания единой системы управления, включающей в себя в качестве подсистем системы управления администрации, областной Думы, муниципальных образований, отдельных ведомств, функционирующих на территории области:

  1. Создания единой распределенной базы данных АСУР и системы управления этой базой.
  2. Создание информационно-аналитической подсистемы (системы принятия решений).
  3. Создания интегрированной информационно-коммуникационной сети в области, обеспечивающей "прозрачный" доступ пользователей сети к ее информационным и вычислительным ресурсам (в пределах выделенных полномочий), и системы управления этой сетью.
  4. Разработка и внедрение прикладных программных комплексов, обеспечивающих автоматизированное решение задач управления, в том числе задач обеспечения органов управления актуальной и достоверной информацией и задач принятия управленческих решений.
  5. Формирование системы сбора информации, включающей как информационные элементы технологических систем (например, технологических систем ЖКХ или экологического контроля), так и комплексы средств автоматизации сбора информации на рабочих местах в подразделениях администрации (областной и муниципальной).

4. Годы реализации проекта: 2004-2010 годы.

5. Организация-исполнитель: Государственное учреждение "Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития".

Соисполнители проекта. ООО "ОКБ Бурстройпроект", ФГУП НИИ "Восход", ЗАО "Инсофт".

6. Краткая информация о сути выполняемого проекта:

6.1. Краткое описание предметной области:

Создание интегрированной межведомственной автоматизированной системы управления областью (регионом) - АСУР, в которой все управленческие решения базируются на единой информационной базе, содержащей неискаженную и актуальную информацию.

Система управления регионом содержит следующие функциональные подсистемы:

6.2. Решаемые проблемы:

Положение дел в имеющейся информационной системе области:

  1. Учет и сбор различных данных, осуществляемый разными государственными органами (МВД, МИД, Минюст, МНС и т.д.), в единую базу данных.
  2. Разработка единых методов сбора, обработки и передачи информации между различными структурами.
  3. Разработка единых форматов данных межведомственного взаимодействия. (В каждой ведомственной АИС основные данные имеют свой формат представления, актуализируются в моменты обращения с запросами заинтересованных информационных субъектов в соответствующие государственные органы, что существенно затрудняет автоматизированное информационное взаимодействие между различными АИС).
  4. Обеспечение достоверной оперативной информации в бае данных (Отсутствие достоверной оперативной информации в АИС государственных органов и органов местного самоуправления приводит в масштабах страны к значительным финансовым потерям).
  5. Решение вопросов социального, экономического, имущественного характера, развития транспортной составляющей в регионе

Решение текущих информационных проблем может быть достигнуто по пути создания ТИС-Калининград на основе использования новейших информационных технологий.

6.3. Существующие и разрабатываемые аналогичные решения (мировой/российский опыт):

В настоящее время в ряде стран проводятся работы по созданию так называемого "электронного правительства", в которых основной упор сделан на предоставление услуг населению и, в ряде случаев, на объединение отдельных подсистем.

В рамках, например, "Электронного правительства" проводятся работы по созданию отдельных подсистем: различных порталов, системы учета населения, информационно-аналитических подсистем. На проекты, связанные с реализацией "электронного правительства" выделяются огромные средства. Так, например, в Англии на соответствующие работы планируется выделить 1 млрд. фунтов стерлингов, в Арабских Эмиратах - порядка 800 миллионов долларов.

Россия обладает уникальной возможностью учитывать опыт других стран в создании подобных подсистем, что позволит, при реализации собственных проектов, повысить эффективность и снизить затратную часть.

В основе предлагаемого проекта автоматизированной системы управления регионом (Калининградской областью) положена идея - единого информационного пространства управления.

6.4. Результаты проекта в целом:

Формирование АСУР на основе интеграции информационных систем всех органов власти в единое информационное пространство, объединения информации из различных источников позволит:

6.5. Результаты проекта по годам:

2004 год:

2005 год:

2006-2010 годы: Перечень реализуемых мероприятий будет определен по результатам проделанной работы в 2005 году.

7. Основные потребители: Органы государственной власти и местного самоуправления на территории Калининградской области, хозяйствующие субъекты и население области.

8. Социально-экономический эффект:

Реализация АСУР позволит получить экономический эффект за счет:

Создание АСУР позволит значительно увеличить транзитные грузопотоки через область. Согласно расчетам российских специалистов, только увеличение транзитных грузопотоков и включение области в транспортный коридор "Запад - Восток" может принести области до 200 млн. евро дохода ежегодно.

За счет увеличения эффективности управления региональной и муниципальной собственностью возможно увеличение бюджетных поступлений от 300 до 600 миллионов рублей.

Комплексная автоматизация управления коммунальным хозяйством области позволит на 20-30% сократить бюджетные расходы на содержание ЖКХ.

Автоматизация трансграничного перемещения граждан и грузов и учет населения, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства существенно позволит существенно снизить контрабандные потоки, незаконную миграцию и риски проникновения террористов в область и в другие регионы России и ЕС.

Дополнительные бюджетные поступления позволят существенно увеличить социальные выплаты, что приведет к снижению социальной напряженности в области.

Существенный социальный эффект будет иметь и повышение открытости действий региональной и муниципальной власти.